О Маяковском. Ярослав Смеляков
Ты себя под Лениным чистил,
душу, память и голосище,
и в поэзии нашей нету
до сих пор человека чище.
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
в нашем общем многоголосье,
но они тебя доконали,
эти лили и эти оси.
Не задрипанный фининспектор,
не враги из чужого стана,
а жужжавшие в самом ухе
проститутки с осиным станом.
Эти душечки-хохотушки,
эти кошечки полусвета,
словно вермут ночной сосали
золотистую кровь поэта.
Ты в боях бы её истратил,
а не пролил бы по дешёвке,
чтоб записками торговали
эти траурные торговки.
Для того ль ты ходил, как туча,
медногорлый и солнцеликий,
чтобы шли за саженным гробом
вероники и брехобрики!?
Как ты выстрелил прямо в сердце,
как ты слабости их поддался,
тот которого даже Горький
после смерти твоей боялся?
Мы глядим сейчас с уваженьем,
руки выпростав из карманов,
на вершинную эту ссору
двух рассерженных великанов.
Ты себя под Лениным чистил,
чтобы плыть в Революцию дальше.
Мы простили тебе посмертно
револьверную ноту фальши.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.09.2013. Фея Олег Русских
- 26.09.2013. Амадеус и Путанник
- 25.09.2013. Есть люди-вирус, люди-спам. Ольга Журавлева Рыби
- 23.09.2013. Тебе Ольга Олгерт
- 10.09.2013. О Маяковском. Ярослав Смеляков
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Ярослав смеляков ты себя под лениным чистил
Микаэл Комендантян запись закреплена
Владимир Маяковский
Ты себя под Лениным чистил,
душу, память и голосище,
и в поэзии нашей нету
до сих пор человека чище.
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
в нашем общем многоголосье,
но они тебя доконали,
эти лили и эти оси.
Не задрипанный фининспектор,
не враги из чужого стана,
а жужжавшие в самом ухе
проститутки с осиным станом.
Эти душечки-хохотушки,
эти кошечки полусвета,
словно вермут ночной сосали
золотистую кровь поэта.
Ты в боях бы её истратил,
а не пролил бы по дешёвке,
чтоб записками торговали
эти траурные торговки.
Для того ль ты ходил, как туча,
медногорлый и солнцеликий,
чтобы шли за саженным гробом
вероники и брехобрики?!
Как ты выстрелил прямо в сердце,
как ты слабости их поддался,
тот которого даже Горький
после смерти твоей боялся?
Мы глядим сейчас с уваженьем,
руки выпростав из карманов,
на вершинную эту ссору
двух рассерженных великанов.
Ты себя под Лениным чистил,
чтобы плыть в Революцию дальше.
Мы простили тебе посмертно
револьверную ноту фальши.
Источник
Ярослав смеляков ты себя под лениным чистил
Владимир Маяковский запись закреплена
Ты себя под Лениным чистил,
душу, память и голосище,
и в поэзии нашей нету
до сих пор человека чище.
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
в нашем общем многоголосье,
но они тебя доконали,
эти лили и эти оси.
Не задрипанный фининспектор,
не враги из чужого стана,
а жужжавшие в самом ухе
проститутки с осиным станом.
Эти душечки-хохотушки,
эти кошечки полусвета,
словно вермут ночной сосали
золотистую кровь поэта.
Ты в боях бы её истратил,
а не пролил бы по дешёвке,
чтоб записками торговали
эти траурные торговки.
Для того ль ты ходил, как туча,
медногорлый и солнцеликий,
чтобы шли за саженным гробом
вероники и брехобрики?!
Как ты выстрелил прямо в сердце,
как ты слабости их поддался,
тот которого даже Горький
после смерти твоей боялся?
Мы глядим сейчас с уваженьем,
руки выпростав из карманов,
на вершинную эту ссору
двух рассерженных великанов.
Ты себя под Лениным чистил,
чтобы плыть в Революцию дальше.
Мы простили тебе посмертно
револьверную ноту фальши.
Вспоминает Елизавета Лавинская:
Пишешь о Маяковском и детях, и невольно лезут воспоминания об отношении Маяковского к молодым поэтам, его радость, когда он находил что-то хорошее, новое, и, найдя, с какой жадностью он вцеплялся в человека!
Как-то прихожу, народу мало, а Маяковский расхаживает и декламирует:
Показать полностью.
Гренада, Гренада, Гренада моя!
— Нет, вы послушайте, вот это поэт!
Он прочёл все стихотворение сначала, повторял много раз. Каждого вновь пришедшего спрашивал, читал ли он светловскую «Гренаду». Маяковский переливал голосом, упивался стихом.
Помню также появление мальчика Кирсанова на Гендриковом. Приехал он прямо из Одессы, выглядел юношей лет семнадцати-восемнадцати, да так оно, наверное, и было. Худенький, черноглазый, задорный, темперамент из него так и лез. Читал блестяще свои стихи и восторженно смотрел на Маяковского. Веяло от него молодым фанатизмом лефовца и непривычной для москвичей непосредственностью. Жить ему было абсолютно негде, и он с месяц спал у нас на столе. Маяковский с большой теплотой относился к нему и радовался его стихам. По-моему, Кирсанов не в достаточной мере оценил и понял это отношение великого поэта к поэту начинающему. Да это получилось не только с Кирсановым, но и вообще с многими, очень быстро теряющими чувство дистанции: несколько раз их напечатали — и они уже на равной ноге, они уже критикуют и т. д. С Кирсановым это особенно быстро произошло. Обласканный Лилей Юрьевной, он, конечно, попал в число её любимчиков, потерял всякое чувство меры. И когда в 1929–30 годах Маяковский, разогнав ЛЕФ, пошёл в РАПП, Кирсанов, с высоты своих теоретических позиций, перестал подавать Маяковскому руку.
P. S. Кирсанов не только перестал подавать руку, но и написал такие строки:
Пемзой грызть,
бензином кисть облить,
чтобы все его рукопожатья
со своей ладони соскоблить!
17 апреля, в день похорон, он со слезами на глазах на траурном митинге будет читать с балкона «Во весь голос».
Председательствовать в похоронной комиссии будет Артемий Халатов, за десять дней до смерти приказавший вырвать портрет Маяковского из всего тиража журнала «Печать и революция».
Источник
Ярослав смеляков ты себя под лениным чистил
Владимир Маяковский запись закреплена
Ты себя под Лениным чистил,
душу, память и голосище,
и в поэзии нашей нету
до сих пор человека чище.
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
в нашем общем многоголосье,
но они тебя доконали,
эти лили и эти оси.
Не задрипанный фининспектор,
не враги из чужого стана,
а жужжавшие в самом ухе
проститутки с осиным станом.
Эти душечки-хохотушки,
эти кошечки полусвета,
словно вермут ночной сосали
золотистую кровь поэта.
Ты в боях бы её истратил,
а не пролил бы по дешёвке,
чтоб записками торговали
эти траурные торговки.
Для того ль ты ходил, как туча,
медногорлый и солнцеликий,
чтобы шли за саженным гробом
вероники и брехобрики?!
Как ты выстрелил прямо в сердце,
как ты слабости их поддался,
тот которого даже Горький
после смерти твоей боялся?
Мы глядим сейчас с уваженьем,
руки выпростав из карманов,
на вершинную эту ссору
двух рассерженных великанов.
Ты себя под Лениным чистил,
чтобы плыть в Революцию дальше.
Мы простили тебе посмертно
револьверную ноту фальши.
Источник
Лиля Брик-2 (UPDATE)
UPDATE:
К сожалению я вам наврал ввел вас в заблуждение; две следующих записи опять на политические темы.
Мне было лень сегодня набивать новый кусок из книжки про Лилю Брик, вот я и отложил выполнение взятых на себя обязательств.
Вернее, об одной книжке, которую я наконец дочитал. Она большая, почти шестьсот страниц. По названию Вы догадались о ком была эта книжка. Цифра 2 связана с тем, что первый отрывок из этой книжки, которую я тогда еще читал, я уже ставил, вот эта запись:
http://dandorfman.livejournal.com/937213.html
И там же я писал, что проблема в том, что полный текст книги я в Сети не нашел, поэтому мне придется самому вручную вводить те отрывки, которые меня заинтересовали и, я надеюсь, заинтересуют и вас. Это большая работа и делать я ее буду кусками. Буду ставить отдельные фрагменты из книги Феликса Икшина с моими небольшими комментариями. Сейчас эта книжка у меня вся в закладках, я наметил что-то цитировать по этим закладкам. Решил двигаться, как это ни странно, в обратном направлении, буду цитировать последнюю закладку, это со страницы 559-560. Итак, сначала стихи Ярослава Смелякова вместе с текстом Феликса Икшина. А потом — мой небольшой комментарий.
Ты себя под Лениным чистил,
душу, память и голосище,
и в поэзии нашей нету
до сих пор человека чище.
Ты б гудел, как трехтрубный крейсер,
в нашем общем многоголосье,
но они тебя доконали,
эти лили и эти оси.
Не задрипанный фининспектор,
не враги из чужого стана,
а жужжавшие в самом ухе
проститутки с осиным станом.
Эти душечки-хохотушки,
эти кошечки полусвета,
словно вермут ночной, сосали
золотистую кровь поэта.
Ты в боях бы ее истратил,
а не пролил бы по дешевке,
чтоб записками торговали
эти траурные торговки.
Для того ль ты ходил как туча,
медногорлый и солнцеликий,
чтобы шли за саженным гробом
вероники и брехобрики?!
Как ты выстрелил прямо в сердце,
как ты слабости их поддался,
тот, которого даже Горький
после смерти твоей боялся?
Мы глядим сейчас с уваженьем,
руки выпростав из карманов,
на вершинную эту ссору
двух рассерженных великанов.
Ты себя под Лениным чистил,
чтобы плыть в Революцию дальше.
Мы простили тебе посмертно
револьверную ноту фальши.
1973 год
Именно здесь, а не в мемуарах художницы Лавинской, при всей драматичности их тональности, почти корректных, охарактеризована Лиля Юрьевна словом, которое для русского уха превыше матерного (хуже разврата, чем продажная любовь, обычному человеку и не представить), разве что сравнится с ним по силе оборот, клеймящий тот вид сексуального удовлетворения, что в научной литературе получил название «минет». Походя досталось и Веронике Витольдовне Полонской, коей на долю не выпало ничего — ни части литературных прав на произведения Маяковского, ни театральной карьеры, загубленной после того, как письмо Маяковского, адресованное правительству, было опубликовано — ничего, кроме хулы и молчаливого осуждения. Помянут и Осип Максимович, но между делом, если только не принимать упоминания об «осином стане» (по отношению к Лиле Юрьевне это вообще звучит как грубая лесть) за художественный образ. Впрочем, отсутствие ударения — ему при подобной интерпретации следовало бы стоять на первом «о» — не дает развить эту богатую мысль до логического конца. Так же не вполне ясно, подразумевал ли автор, создавая неологизм «брехобрики», еще и Наталью Брюханенко, близкую знакомую как Маяковского, таки Бриков, поддерживающую с ними отношения и в шестидесятых годах.
Ну и теперь мой собственный небольшой комментарий к процитированному отрывку.
Ярослав Смеляков — хороший поэт. У меня есть собственный, чисто статистический критерий хороших поэтов. Хорошие поэты, это те поэты, некоторые стихи которых я помню наизусть. Если не считать поэтов-песенников, в мой список именно по этому показателю входит не больше дву-трех десятков имен.
Смеляков среди них, я помню наизусть «Хорошую девочку Лиду» и «Если я заболею».
Но то стихотворение, которое я процитировал из книги про Лилю Брик, увы, антисемитское. Для меня антисемит — не значит «плохой человек». Евреи — не доллар, их не обязаны любить все подряд. Тем более, что многих евреев я сам не люблю, особенно, среди «пламенных революционеров» прошлого и либеральных прогрессистов в настоящем.
Просто хотелось бы, чтобы среди талантливых поэтов и писателей они попадались реже. Впрочем, гениям я немедленно прощаю любой их антисемитизм. Николай Васильевич Гоголь для меня был и остается величайшим русским прозаиком. (извините за невольное цитирование товарища Сталина, но ведь речь идет о всем, связанным с Маяковским, как тут не вспомнить чеканную формулировку о Маяковском Вождя Народов)
Смелякову я не то, чтобы прощаю, просто мне достаточно безразличен Смеляков как поэт, несмотря на пару стихотворений, которые я помню наизусть. Так что мне на его мнение об ужасных евреях, которые окружали Маяковского, грубо говоря, наплевать.
Если же говорить о Бриках, как о евреях, то, судя по прочитанной книге, евреями они в сущности не были. Они оба никак не интересовались еврейской темой, ничего по этой теме не говорили и не писали. Если Осипа Брика, который умер в 1945-м году можно было бы подозревать в том, что он просто боялся на эту тему говорить и писать, то про Лилю Юрьевну этого нельзя было сказать, так как она в последние двадцать лет своей жизни, покончила с собой Лиля Брик в конце семидесятых, жила в относительно безопасном позднем Советском Союзе, где за подобные разговоры уже не осуждали, как за проявление буржуазного национализма. Но ни один из мемуаристов нигде не пишет ни слова о том, что она интересовалась своим соплеменниками, в том числе и Израилем, который еще при её жизни пережил и дни своего триумфа (Шестидневную Войну) и дни, когда он стоял на грани поражения и уничтожения (Войну Судного Дня). Но. нигде ни слова. Я таких людей, которые никак не интересуются ни своими соплеменниками ни своей исторической Родиной, евреями не считаю. Пишу это не для того, чтобы таких людей осудить. Это дело каждого из этнических евреев, считать себя частью еврейского народа, или не считать.
По поводу Лили Брик, как проститутки. Несмотря на очень щекотливые моменты биографии Лили Юрьевны, о которых я расскажу в других записях, Лиля Брик проституткой не была. Все намного сложнее. Но об этом — позже.
Источник