Меню

Вывел закон сохранения материи

В письме математику Леонарду Эйлеру российский ученый Михаил Ломоносов впервые формулирует «всеобщий закон природы» — закон сохранения материи и движения

Переписка между учеными в ту пору считалась не менее значимым способом обмена информацией, оценок, заявлений об изобретениях и открытиях, чем публикация в научном журнале.

Вот почему ответное письмо Ломоносова Эйлеру от 5 июля 1748 года может быть названо и, по существу, было самостоятельным научным произведением. Здесь Ломоносов, подводя итоги более чем полуторатысячелетнему развитию физических представлений о неуничтожимости материи и движения от Лукреция до Декарта, формулирует свой «всеобщий закон природы» в замечательно простых терминах:

…все случающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего то другого. Так, сколько материи прибавляется какому либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правило движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому.

Характерно, что, излагая именно всеобщий закон природы, Ломоносов здесь не разделяет мир на физический и человеческий: человек — часть природы, а ведь природа, как писал он в свое время, «крепко держится своих законов и всюду одинакова». Мысль об изначальном единстве мира неразлучна с Ломоносовым. Он и здесь предельно последователен в проведении этой мысли.

Впрочем, справедливость требует указать и на одно ошибочное утверждение Ломоносова, которое содержится в письме к Эйлеру и которое он еще в течение девяти лет безуспешно пытался отстаивать. Ломоносовское заблуждение, о котором идет речь, непосредственно не вытекало из открытого им «всеобщего закона природы», хотя он и опирался здесь на него. Дело в том, что, совершенно справедливо придав универсальный характер своему закону сохранения материи и движения, Ломоносов полагал, что движение от одного тела к другому передается только через непосредственное прикосновение. Все другие виды передачи движения и взаимодействия между телами на расстоянии он не принимал в расчет. Вот почему, отвечая на вопрос о причине тяготения, он вынужден был постулировать существование некой «тяготительной материи», что позволяло ему, опираясь на свой закон, объяснять тяготение тем, что тело, получившее вследствие тяжести скорость, «отбирает» ее у окружающей его «тяготительной материи», порождающей скорость. Но в таком случае ставился под сомнение или, вернее, отвергался открытый Галилеем и экспериментально подтвержденный Ньютоном закон пропорциональности массы и тяжести. И Ломоносов пошел на это. Однако видеть здесь лишь субъективную погрешность физического мышления Ломоносова было бы неверно и некорректно. В рамках физики XVIII века удовлетворительно ответить на вопрос о причине пропорциональности массы и тяжести не удалось никому. А ведь Ломоносов был озабочен именно причиной тяготения и в письме к Эйлеру обосновывал необходимость причинного подхода к проблеме:

Я не буду вступать в спор с тем, кто считает тяготение тел одним из существенных атрибутов, и потому полагает, что и исследовать его причину нет надобности; но я без всякого колебания признаю, что как всякое вообще движение и стремление в каком бы то ни было направлении, так и тяготение, представляющее собой разновидность такового, может у всякого тела без нарушения его сущности отсутствовать, точно так же, как и то количество движения, которое порождается из приращения скорости падающих тел. Так как, следовательно, должно существовать достаточное основание, в силу которого ощутимым телам свойственно скорее устремляться к центру земли, чем не устремляться, то приходится исследовать причину тяготения.

Еще эмоциональнее Ломоносов подчеркнет мысль о необходимости найти физическую причину тяготения в диссертации «О тяжести тел и об известности первичного движения», написанной в том же году, что и письмо к Эйлеру, но не опубликованной при жизни:

…приписывать это физическое свойство тел божественной воле или какой либо чудодейственной силе мы пе можем, не кощунствуя против Бога и природы…

Источник

Михаил Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» – закон сохранения материи

Михаил Ломоносов

Читайте также:  Как отстирать белые рубашки под мышкой

Ученый-энциклопедист (физик и астроном, историк и филолог) Михаил Васильевич Ломоносов был также выдающимся химиком своего времени. В Санкт–Петербургской академии наук он официально занимал должность профессора химии.

Эта наука, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры материи. Длительное время Ломоносов добивался открытия при академии специальной химической лаборатории, без которой было невозможно проведение даже элементарных научных опытов. Благодаря его настойчивости, лаборатория, в конце концов, была создана, и, таким образом, возникла база для осуществления эпохального научного открытия – «всеобщего естественного закона», известного также как «закон сохранения материи».

Его обоснование было впервые дано в письме Ломоносова от (5) 16 июля 1748 года, адресованном великому математику Леонарду Эйлеру.

Там, в частности, говорилось: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Открытый Ломоносовым закон получил более полное обоснование в его работах: «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760). Обе эти работы были опубликованы на латинском языке, и, следовательно, получили известность за пределами России. Но осознать значение открытия, сделанного Ломоносовым, многие ученые тех лет так и не смогли.

Источник

Ломоносов сформулировал закон сохранения материи 272 года назад

Фото: public domain

Великий русский учёный Михаил Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» — закон сохранения материи 16 июля 1748 года.

Долгое время Ломоносов, который в академии наук официально занимал должность профессора химии, добивался открытия специальной химической лаборатории.

Обоснование «всеобщего естественного закона», известного так же как «закон сохранения материи», впервые дано в письме Ломоносова от (5) 16 июля 1748 года, адресатом которого был математик Леонард Эйлер.

Полностью обосновал закон Ломоносов в работах «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760), которые были опубликованы на латинском языке.

Интересное за неделю

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Источник

261 год закону сохранения материи

. Эпохальное научное открытие – «всеобщий естественный закон» или «закон сохранения материи». 16 июля 1748 года его обоснование было впервые в Мире дано в письме Ломоносова математику Леонарду Эйлеру. Там, в частности говорилось: «Не все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Читайте также:  Как отстирать одежду от чернил принтера

Более полное обоснование закон получил в работах Ломоносова: «Об отношении количества материи и веса» (1758 год) и «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (1760 год). Оба труда были опубликованы на латинском языке, благодаря чему получили известность далеко за пределами России. Однако, по ряду объективных причин, в полной мере осознать значение открытия, сделанного Ломоносовым, многие мировые ученые тех лет так и не смогли… (Источник: РОЛ )

Закон сохранения энергии как всеобщий — универсальный, фундаментальный Закон Природы, закон Вселенной, закон Мироздания.
Закон сохранения энергии принято считать всеобщим законом уже давно, а его последняя формулировка, весьма отличающаяся от первоначальной, объединяет два закона:

Закон сохранения массы: общая масса веществ, вступивших в реакцию, равна общей массе продуктов реакции.
Закон сохранения энергии в старой формулировке: энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одного вида в другой и/или из одной формы в другую.

ЗАКОН сохранения энергии в современной формулировке: сумма массы вещества системы и массы эквивалентной энергии, полученной или отданной той же системой, постоянна, является фактически законом сохранения энергии-массы, распространяя понятие энергии и на массу. Следовательно, масса (вещество) — это своего рода «законсервированная» энергия.

Несмотря на то, что закон сохранения энергии общепризнан всеобщим законом, однако его действие до сих пор ограничивают только физическими процессами. Но если этот закон распространить на все процессы, происходящие в нашем мире, включая взаимоотношения между людьми, то многое «невероятное» становится вполне очевидным.
Для удобства использования закона сохранения энергии в более широком диапазоне его можно сформулировать следующим образом:
Если в каком-либо пространственно-временном промежутке (в пределах условно замкнутой системы) количество энергии убавилось, то в другом пространственно-временном промежутке (одном или нескольких) ее ровно столько же прибавилось (в том же самом или другом виде).

При такой формулировке закона сохранения энергии становятся вполне очевидными ответы на многие «Почему…?» (Подробнее — здесь http://www.pois.ru/zak.htm#f). закон сохранения энергии ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является ВСЕОБЩИМ Законом Природы. И он срабатывает при перекачке энергии ЛЮБОГО вида, в чем бы эта энергия не выражалась. Но, так как на перекачку и/или преобразование большого количества энергии необходимо какое-то время, то «видимое» проявление этого закона может быть «растянуто» не только в пространстве, но и во времени.

Закон сохранения энергии в рамках отдельной замкнутой системы не является строгим, так как АБСОЛЮТНО замкнутых систем в природе не обнаружено и человеком не создано. Поэтому часть энергии может переходить в другие системы, объединенные в условно-замкнутую систему следующего (более высокого) уровня, и т.д., вплоть до Мироздания в целом, и далее.

Вернемся к греческим преданиям – мифам. У ливийского царя Даная было пятьдесят прекрасных дочерей. Египет, царь Египта, вырастил пятьдесят красавцев сыновей и пожелал, чтобы они взяли в жены дочерей Даная. Данай был против, Построив корабль, он со своими дочерьми бежал в Аргос. Однако и там их настигли сыновья Египта. Тогда Данай приказал девушкам после брачного пира убить своих мужей. Так они и поступили все, кроме одной, Гипермнестры, которая горяча полюбила юного Линкея.

Читайте также:  Как вывести пятно от сока клубники

Боги очень разгневались на совершенное дочерьми Даная кровавое злодеяние и присудили сорок девять Данаид к страшной казни. Глубоко под землей, в мрачном аду – Тартаре, — они вечно стараются наполнить водой бездонную бочку, в которой не удерживается ни одной капли. А мы называем «бочкой Данаид» всякую бесцельную, нескончаемую работу.

Интересно добавить, что совсем не далеко от древнегреческого города Аргоса, где, по мифу, были совершены кровавые преступления, морское дно поглощает массу воды, которая исчезает без следа. Несмотря на усилия ученых, «пропадающую» у острова Кефаллинии воду найти не удалось, хотя в бездну ее «проваливается» ежедневно 30 тысяч тонн.

Уж не этим ли явлением был подсказан грекам миф о бездонной бочке Данаид? http://www.otrezal.ru/catch-words/33.html

Основные правила Природы

ПРАВИЛА ПРИРОДЫ гласят (Вещество и энергия. Детская энциклопедия. Т.3. «Педагогика», Москва, 1973):

Правило первое — дальние путешествия не обходятся без пересадок, для покрытия больших расстояний необходимы большие скорости.

Правило второе — в природе все находится в подвижном равновесии (неравновесном равновесии). Каждый шажок нарушает равновесие, и чем он больше, тем больше нарушение.

Из этих правил следует:

1. Путешествие во времени длиною в жизнь всего Человечества не может обойтись без пересадок (смены «скафандров») составляющих его отдельных людей, которые и совершают эти «пересадки», через смерть-рождение.

2. Путешествия в пространстве космического масштаба требуют очень больших скоростей, которые могут быть достигнуты только очень малыми частицами-волнами, по сравнению с которыми даже световые частицы-волны, возможно, слишком велики. Поэтому для «виртуального» путешествия следует использовать энергию именно таких частиц- волн, а для «физического» — разложить и тело на подобные частицы-волны с последующей его «сборкой» в пункте назначения. При этом и первое, и второе желательно делать без использования искусственных «протезов», а совершенно самостоятельно.http://www.pois.ru/zak.htm

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.07.2009. День великого князя Владимира
  • 27.07.2009. Сегодня — день траура в Краснодарском крае
  • 25.07.2009. День рождения и день памяти
  • 24.07.2009. День святой равноапостольной княгини Ольги
  • 23.07.2009. День Коневской иконы Божией Матери
  • 22.07.2009. Чудотворные иконы Божией Матери
  • 21.07.2009. 21 июля — День Казанской иконы Богородицы
  • 20.07.2009. Понедельник — день Луны
  • 19.07.2009. Формы числа ТРИ
  • 18.07.2009. О железных дорогах
  • 17.07.2009. История Храма на Крови в Екатеринбурге
  • 16.07.2009. 261 год закону сохранения материи
  • 15.07.2009. Борис Пастернак. Бальзак.
  • 14.07.2009. 14 июля -День миротворца-Взятие Бастилии-Сан-Ферми
  • 13.07.2009. Символика Чёртовой дюжины
  • 10.07.2009. Стихи Алексея Кольцова и Евгения Евтушенко
  • 09.07.2009. Песня на стихи Эльдара Рязанова
  • 06.07.2009. День спасения, любви и милосердия. и день скорби
  • 01.07.2009. Россия простилась с Людмилой Зыкиной

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник