Что чистят у пушкина

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей

XIX век принес с собой в Россию моду на два, казалось бы, несовместимых стиля. Военная кампания 1805 и Отечественная война 1812 сделала популярным образ бравого гусара, этакого кутилы и ловеласа. Прекрасный пример красавца-военного — Евграф Давыдов с портрета Кипренского. Завитые волосы, густые бакенбарды, усы, вышитая золотом куртка-доломан, узкие рейтузы-чикчиры — о таком молодце мечтала любая барышня.

Евграф Владимирович Давыдов, портрет работы Кипренского, 1809

В противовес «милитари» в моду вошел стиль «денди». Здесь нам, конечно, вспоминается Евгений Онегин, который «как dandy лондонский одет». Как же выглядел российский модник английского покроя?

Сперва ему нужно было надеть белоснежную рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, поверх нее полагался галстук — платок, который повязывали красивым узлом или бантом. Концы платка прятали под жилет, который мог быть однобортным или двубортным, в полоску или в крапинку. По принципу «все лучшее надену сразу» некоторые щеголи носили несколько жилетов. Ноги облекали в узкие рейтузы до колен. По праздникам мужчины принаряжались в чулки и туфли, а к «луку» на каждый день прилагались высокие сапоги. В 30-е годы появились брюки, напоминающие современные. Фрак собирал костюм в единое целое — он стал по-настоящему универсальной одеждой, которую надевали и в пир, и в мир, и в добрые люди. Из-за дороговизны для торжественных приемов фраки часто брали напрокат. Завершали наряд цилиндр-боливар и трость.

Читайте также:  Как вывести дискриминант квадратного уравнения 8 класс

Костюм франта XIX века

Мыться, стричься и кутить

Первым европейским денди считают Джорджа Браммела. Этого сибарита и кутилу прозвали «красавчиком Браммелом». Кроме моды на рубашки и сюртуки он сделал популярными новые элементы ухода за собой. Браммел регулярно мылся и растирал тело грубой щеткой из конского волоса.

От него перенял новый стиль Георг IV, которому бросились подражать все оставшиеся модники Европы. Лорд Байрон, еще один знаменитый денди, по-настоящему культовая личность для российских аристократов пушкинских времен, называл среди современников всего 3 великих людей: Наполеона, Браммела и себя.

Особой популярностью у мужчин во времена Пушкина пользовался уход за ногтями. «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов», — таким внушительным арсеналом обладал Евгений Онегин.

У самого поэта были красивые длинные ногти, которые можно увидеть, например, на портрете Кипренского. При этом один ноготь на мизинце был длиннее остальных. Пушкин так боялся его сломать, что часто надевал перед сном специальный наперсток. Эта мода на длинный ноготь на мизинце была связана с популярностью в России масонских лож, в одной из которых недолго состоял и сам Пушкин. Никакого особого смысла в длинном ногте не было — скорее всего, вольные каменщики просто узнавали по нему друг друга. И иногда распечатывали письма, когда под рукой не было ножа.

Портрет Александра Сергеевича Пушкина работы Кипренского, 1827

Духи и помада в мужском арсенале

В несессере (или попросту косметичке) каждого уважающего себя денди обязательно было место для помады. Само собой, ей красили вовсе не губы, а «помадили» волосы, укладывая их лихими завитками и придавая блеск. В то время помады часто делали из медвежьего жира. К средству для укладки прилагались духи, которые в начале XIX века еще не делили на мужские и женские.

В начале столетия едва ли не самым популярным ароматом были пачули, которые ассоциировались с восточной экзотикой. Правда, духи наносили не на кожу, а на перчатки и платки. В моде была и «Кёльнская вода», которую особенно любил Наполеон.

Иван Иванович Пущин, лицейский друг Пушкина

Как видно, Евгений Онегин был эталоном настоящего щеголя. Среди лицейских друзей Пушкина прозвище «франт» носил Александр Горчаков, будущий «российский железный канцлер». Настоящим красавцем считался близкий друг поэта Иван Пущин. Блестящий кавалерист, человек исключительных нравственных качеств — Пущин был любимцем женщин. Самого же поэта красавцем никогда не считали, но многие отмечали оригинальность его черт лица и жгучее выражение глаз.

Источник

Факты о Пушкине, о которых литературоведы предпочитают не распространяться


Илья Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»

В детстве Пушкин был неловким и пухлым, сам тоже считал себя некрасивым. Как-то в дом родителей будущего поэта наведался писатель Иван Дмитриев. Поразившись необычной внешностью мальчика, он сказал: «Какой арабчик!» В ответ на это 10-летний Саша выпалил: «Да зато не рябчик!» Все присутствующие были дико смущены, ведь лицо у Ивана Ивановича было действительно рябым.

Можно сказать, что в Царскосельский лицей Александр Сергеевич поступил по блату. Это учебное заведение было основано Сперанским, а дядя поэта Василий Львович Пушкин был с ним хорошо знаком. Он и похлопотал за племянника, который попал в число 30 поступивших счастливчиков. По успеваемости будущий поэт занимал одно из последних мест из всего класса. В лицейских ведомостях можно найти такие аттестации в отношении этого ученика: «слабого прилежания», «не прилежен», в арифметике — «ленив», в рисовании — «медленные успехи» (по итогам осени 1811 — весны 1812 года).

Известен такой случай, когда юный камер-юнкер Пушкин явился в кабинет высокопоставленного чиновника. Тот встретил своего гостя, лениво развалившись на диване. Поэт решил все свои вопросы и уже собирался уходить, однако чиновник приказал сказать ему что-нибудь экспромтом. Саша сказал: «Дети на полу — умный на диване». Господин ничего не понял, начал повторять фразу вслух и понял, что она с неоднозначным смыслом: «Детина полуумный на диване». Разъярившись, он выгнал остроумного наглеца.

Не всегда Александр Сергеевич был обладателем пышной шевелюры. В 19 лет он тяжело заболел, его вынужденно обрили наголо, поэтому некоторое время он носил парик. Однажды, будучи в Большом театре, во время спектакля он снял его и начал обмахиваться им. У одних эта сцена вызвала возмущение, у других — смех. Сам же спектакль чуть было не сорвался.


© С. Чириков / Александр Пушкин / wikimedia

Дуэли занимали одно из важных мест в жизни поэта. Так, по подсчетам историков, он участвовал в них порядка 27 раз, по его инициативе было проведено 26 дуэлей.

Его противником даже был друг Вильгельм Кюхельбекер. Поводом для поединка стала обидная для Кюхельбекера шутка. Вильгельм Карлович частенько навещал Василия Жуковского, донимая декламированием своих стихов. Как-то Жуковский не явился на товарищеский ужин, позже признался, что у него расстроился желудок, «к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Пушкин сразу же придумал эпиграмму:

«За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно. »

Кюхельбекер взбесился и вызвал друга на дуэль. Поединок состоялся, но вместо патронов была клюква, так что дело завершилось миром.

Однажды в Кишиневе у Пушкина была дуэль с неким офицером. Пока тот целился в поэта, Александр Сергеевич невозмутимо ел черешню, которую принес с собой. Офицер промахнулся, его соперник тут же спросил: «Довольны ли вы?» Тот бросился в объятия к поэту, но он оттолкнул его со словами «Это лишнее» и удалился.

Трость Пушкина, с которой он ходил практически всю свою жизнь, весила несколько килограммов. Таким образом поэт упражнял правую руку, чтобы добиться большей меткости при стрельбе на дуэлях. Он также активно занимался боксом и стал первым в России, кто начал выписывать книги по этому виду спорта из Англии.


© Иван Вепхвадзе / Пушкин в Тифлисе / artlib

Известно, что Пушкин был довольно любвеобилен. Широко известен его так называемый «Донжуанский список», в котором он перечислил всех женщин, которыми когда-либо увлекался.

Как-то на одном вечере Пушкин долго разговаривал с некой дамой. Друзья поинтересовались у него, как он ее находит, умна ли она? Поэт лениво ответил:

— Не знаю, ведь я с ней говорил по-французски.

В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Гончаровой он частенько говорил своим друзьям: «Я пленен, я очарован, словом — я огончарован!»


Николай Ульянов «Пушкин с женой на балу». © Fine Art Images / Image State / East News

Всю жизнь недолюбливал свою тещу. Дело все в том, что, когда спустя 4 месяца после знакомства он сделал предложение Гончаровой, мать девушки посчитала, что дочь еще слишком мала для брака. Тогда ей было 16 лет.

В письме к Вере Вяземской (1830 г.) он писал: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».

В 32 года Александр Сергеевич женился на 19-летней Наталье Гончаровой. В те времена ее считали одной из красивейших женщин России. Пушкин же не мог похвастаться привлекательной внешностью, он даже был на 10 см ниже своей избранницы (его рост — 166 см). Поэтому на балах предпочитал держаться от нее поодаль, чтобы не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте. Кстати, Пушкин отдавал предпочтение шляпам-цилиндрам именно из-за того, что казался в них выше ростом.


Николай Ульянов «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом». East News

Одним из основных мотивов к писательству были его крупные карточные долги. Для того чтобы расплатиться с ними, он закладывал имущество и занимал деньги под высокие процентные ставки.

Перечеркнутый черновик он тщательно переписывал в беловик, но и его перерабатывал. Беловик становился черновиком, который Пушкин вновь переписывал набело. Мог отложить написанное на несколько дней, месяцев и даже лет. Так, исследователи находили листки с, казалось бы, безупречными стихотворениями, но поэт не отдавал их в печать, так как не считал законченными.


© Петр Кончаловский / Пушкин в Михайловском / wikiart

Пушкин переписывался с Николаем I. Особенность их переписки состояла в том, что император писал ему на русском языке, а поэт исключительно на французском. Согласно этикету того времени, в посланиях к императору на родном языке автор должен был восхищаться правителем. Пушкин же не хотел этого делать.

Однажды Пушкина пригласили в недружественно настроенный к нему литературный кружок. Один из членов начал читать Пушкину памфлет: «Дарю поэта я ослиной головою», поэт продолжил: «А сам останется с какою?» Растерявшийся насмешник ответил: «А я останусь со своею», Александр Сергеевич парировал: «Да вы сейчас дарили ею!» В зале воцарился нескончаемый хохот.


© Николай Ге / А.С. Пушкин в селе Михайловском

Смертельно ранивший на дуэли Пушкина Жорж Дантес был его дальним родственником. Он был женат на Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Гончаровой.

На дуэлях Александр Сергеевич предпочитал делать выстрел в воздух и сам никогда не начинал поединок первым. Дантес же стал первым противником, которому он действительно причинил вред (хотя рана была и не опасной для жизни, но Дантес все же упал). Кстати, в этом поединке дуэлянты использовали пистолеты, изготовленные в Париже. А для того, чтобы заплатить за них, Пушкин даже заложил часть столового серебра.

Талисманом поэта был перстень с изумрудом, который он носил практически не снимая. Однако в день рокового поединка он надел другое кольцо с сердоликом, который ему подарила княгиня Елизавета Воронцова. Перстень зафиксирован на картине Тропинина. Там камень повернут в другую сторону, поэтому его и не видно.


© Vasily Tropinin / Portrait of Alexander Pushkin / Wikimedia

Какой факт из жизни Александра Пушкина стал для вас настоящим открытием?

Источник

Факты об Александре Пушкине, которые не принято афишировать

Пушкин – один из самых известных людей не только России, но и всего мира.

В ходе проведённого несколько лет назад исследования выяснилось, что по количеству написанных о нём книг русский поэт оказался на 19 месте среди всех исторических деятелей (включая основателей мировых религий). Тем не менее, в биографии «солнца русской поэзии» хватает страниц, которые известны только небольшому кругу лиц и не выносятся на всеобщее обозрение.

«Какая уж тут новость!» — воскликнет читатель. На уроках литературы школьники слышат это словосочетание едва ли не каждый год, начиная с 7 класса, причём вместе с собственным признанием поэта из письма Вере Вяземской, что Наталья Гончарова была его сто тринадцатой любовью. Так-то оно так, но никто особо не задумывается, какими способами пополнялся этот список.

По свидетельству приятелей, любвеобильность Пушкина начала проявляться в довольно раннем возрасте, когда он ещё не был великим поэтом и женщины не вешались ему на шею пачками. Поэтому юноше приходилось удовлетворять зов плоти отнюдь не возвышенным способом: он, ещё будучи лицеистом не гнушался любыми связями на стороне.

Когда же пора учёбы осталась позади, Пушкин в Петербурге и вовсе пустился во все тяжкие.

В общем-то «коллекционировать трофеи» Пушкин не перестал и после свадьбы, хотя и был счастлив в браке. Наталья Гончарова успела родить мужу четверых детей, и во время каждой из её беременностей поэт удовлетворял свои физиологические потребности случайными интрижками.

Цилиндр от комплексов

Сам поэт свою внешность оценивал трезво и однажды отозвался о своём лице, как о достойном «истинной обезьяны». Впрочем, никому другому такого отношения к себе он, конечно, не позволил бы. По характеру Пушкин был очень вспыльчив и при этом задирист, поэтому рано или поздно просто обязан был умереть на дуэли. Неслучайно к 1837 году число его «вызовов» уже подбиралось к тридцати.

Внешность поэта особенно проигрывала на фоне его супруги – первой красавицы Петербурга. Поэтому на балах они часто проводили время порознь: с одной стороны, Пушкин очень ревновал жену, но с другой – его самолюбие уязвляло то, каким некрасивым он выглядел рядом с Натальей.

И если какие-то черты лица можно пытаться заретушировать бакенбардами, на руках отрастить красивые ногти и т.д., то справиться с разницей в росте было невозможно. По свидетельствам очевидцев, появление четы Пушкиных на балах выглядело довольно комично, поскольку муж был ниже супруги почти на 15 сантиметров. Чтобы хоть частично нивелировать такую разницу, поэт начал постоянно носить высокий цилиндр, визуально увеличивавший его рост.

Строчки со звёздочкой

Знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье», как известно, подписано «К***» и посвящено Анне Керн. Если в данном случае три звёздочки на бумаге имеют вполне невинную расшифровку, то в целом ряде других произведений поэта за этими символами (на «типографском наречии» они правильно именуются астерисками) скрывается менее пристойное содержимое.

Безусловно, во всевозможных антологиях не встретить стихотворений вроде «Телега жизни» или «Орлов с Истоминой в постели». Однако полное собрание сочинений на то и «полное», что там нашлось место даже для этих неоднозначных страниц творчества Пушкина. Впрочем, нельзя не отметить, что несмотря на обилие нецензурщины в них тоже несомненно прослеживается умение работать с художественным словом.

Долги как стимул к творчеству

Считать деньги Пушкин не умел никогда, поэтому после его смерти заботу о Натали пришлось взять на себя императору Николаю I. Государь заплатил по всем долгам поэта и обеспечил его супругу и детей средствами к существованию.

Пока же Пушкин был жив, он, хоть и обладал своим поместьем и примерно двумя сотнями крепостных душ, с трудом сводил концы с концами. Виной тому не только разгульный образ жизни, но и карты – бич наших литераторов XIX века.

Играть Александр Сергеевич любил, но не умел, поэтому постоянно оказывался должен своим партнёрам. Чтобы расплатиться, ему нередко приходилось ночами просиживать за письменным столом, а потом нести на продажу готовое произведение. Допустим, в таком экстренном режиме за несколько часов на свет появился «Граф Нулин».

Свою игроманию Пушкин так и не сумел победить до самой смерти. Возможно, для благодарных потомков это даже хорошо, ведь некоторые произведения могли и не появиться из-под пера поэта, если бы не постоянные долги. Однако эту информацию детям в школе (по понятным причинам) не сообщают.

Собственно, ничего нового о Пушкине я не прочитал. А ещё автор мог бы добавить, что жена Пушкина — Натали Гончарова, до замужества была любовницей Императора Николая 1, да и в замужестве позволяла себе вольности на стороне. Но Бог им судия, люди жили и радовались жизни, а мы теперь перемываем им косточки. Про нас никто и не вспомнит.

Что имеет в виду биограф?
«Синие занавески символизируют тоску героя по Родине, его мысли о судьбе страны».
Что имел в виду писатель?
«Синие занавески символизируют синие занавески».

Так что чем старше история тем больше фактов

А что не так с внешностью Пушкина?!

Эх Саша. В тир надо было почаще ходить а не стишки строчить.

Сколько говна вылили на Пушкина. А все потому что народ привык судить по себе и видя в себе дерьмо, пытается запятнать таким же дерьмом авторитетов которые признает толпа.

Ну жрите лапшу со своих ушей, заедайте дерьмом и дальше.

Взято из одного источника.

У Пушкина были долги? Странно. Не знаю правда или ложь, но говорят он получил гонорар от издателя за «Евгения Онегина» сумму, эквивалентную сегодняшним 10 млн ₽.

А че не в литературную лигу

«Один день Александра Сергеевича» Глава V

Продолжаю публикацию проекта Сергея Сурина

Проект «Один день Александра Сергеевича». Глава V

Коллажи Сергея Сурина.

Прими сей череп, Дельвиг, он

Принадлежит тебе по праву.

Тебе поведаю, барон,

Его готическую славу…

22 июля 1827 года Пушкин вчерне заканчивает стихотворение «Послание Дельвигу», в простонародье «Череп».

Рифмы, дерзко перемешавшиеся прозаической вставкой, не только успокоятся на бумаге, но будут через три месяца визуализированы хлестким перформансом, о котором обязательно, но чуть позже.

Пушкин, в очередной раз опережая время (время привыкло и беспрекословно уступало дорогу поэту), дерзко выходит за пространство текста.

Обладателем же черепа в рифмованном Пушкинском мире был безымянный студент – косматый баловень судьбы, буян задумчивый и важный; а в реальном, придуманном не нами (и даже не Пушкиным) – Алексей Вульф, «приятель мой», сын хозяйки Тригорских просторов, брат временной держательницы осиной талии, Евпраксии, о которой недавно был наш не сильно печальный рассказ.

Может, Алексей Вульф и вправду притащил череп из Риги, а может просто прихватил по пути – мало ли в Бразилии Педров, а на земле русской – разбросанных черепов – но упрямым фактом осталось появление в Тригорском костного каркаса головы с сопровождающей легендой: череп принадлежал древнему барону Дельвигу, дальнему родственнику, чуть ли не деду – ближайшего друга поэта. А выкрал скелет из погребов Домского собора для учебных опытов, а затем раздал по частям на память – тот самый задумчивый и важный студент-медик, о чем Пушкин и повествует в стихотворении, вероломно перейдя на прозу:

«… вскоре молва о перенесении бароновых костей из погреба в трактирный чулан разнеслась по городу. студент принужден был бежать из Риги и… разобрав опять барона, раздарил он его своим друзьям. Мой приятель Вульф получил в подарок череп и держал в нём табак. Он рассказал мне его историю и, зная, сколько я тебя люблю, уступил мне череп одного из тех, которым обязан я твоим существованием…»

Итак, вторую половину жаркого лета и первую половину меланхоличной осени 1827 года Пушкин проводит в утомленном солнцем Михайловском, а затем, выпросив у Вульфа таинственный череп (поэт, настаивая, уже режиссировал будущую мистификацию), – отправляется на традиционную сходку лицеистов в Петербург (в протоколах лицейских собраний Пушкин впервые появляется только в следующем, 1828 году; был ли он на сходке 1827 года – доподлинно неизвестно, хотя многими принято, что был).

И наконец – 17 октября Пушкин, добравшись с потрясающими приключениями в столицу, проводит в доме Дельвигов стихотворную мистификацию-перформанс, представляя череп предка остзейских баронов, после чего зарифмованный череп наполняется вином и торжественно пускается по кругу. Уникальная презентация древнего головного каркаса с готической славой происходила на именинах Андрея Ивановича Дельвига – двоюродного брата пушкинского друга Антона. Можно с немалой долей уверенности сказать, что именно благодаря Андрею Ивановичу в наши российские дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима (Андрей Дельвиг грамотно реконструировал Мытищинский водопровод, проведенный значительно позже Древнего Рима – в екатерининские времена).

В наше время пушкинскому перформансу бы не поверили. Представьте: на ваш банкет приходит модный поэт при бакенбардах и начинает вам весело вкручивать рифмованные небылицы про принесенный им же череп, но вы-то знаете, что кругом мошенники, которые пытаются вас обмануть и тиснуть деньги с вашей карты! И поэтому, проверив на всякий случай кошелек в кармане или сумке, вы твердо говорите: хватит нам вешать лапшу, плавали – знаем. Где бумага с печатью и цифровым кодом, что этот череп действительно принадлежал барону Дельвигу? Где выписка из архива и показания свидетелей? Документы на стол!

Но тогда всё было по-другому. Шла эпоха чести и доверия – а значит, можно было положиться на слово, тем более уж на такое складное и симпатичное.

И никто не поехал в Ригу перепроверять Пушкина – действительно ли там в соборе лежали кости одного из Дельвигов (скорей всего, в самом соборе ничего быть уже не могло: в 1772 году, за 7 лет до начала строительства Мытищинского водопровода, Екатерина Вторая постановила вывезти все останки из склепов городских церквей Лифляндии и Эстляндии за пределы городов в связи с эпидемией чумы, уносившей в Москве до тысячи человек в день; кроме самой чумы, немало дворян и священнослужителей, в частности архиепископа Амвросия, унес печально известный чумной бунт; указ императрицы о вывозе останков был беспрекословно выполнен рижскими властями).

Легенда в блестящем изложении поэта звучала убедительно и романтично, а уж как торжественно и выразительно было выпито вино из черепа. Разрушать красоту и веселье было бы просто низко, и легенду приняли как должное, на ура, не терзая прозаическими сомнениями.

Не от этого ли через три года в пушкинском стихотворении «Герой» появятся знаменитые слова:

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман.

Не лишним будет уточнить: дороже не простой обман, а возвышающий – почувствуем разницу: при подобном, правильном обмане мы ясно возвышаемся над суетой, обретая невесомость.

Что касается использования черепа в качестве чаши, то это традиция древняя и популярная во всех уголках нашей планеты. Вот и Святослав, сын Игоря и Ольги, возвращаясь в Киев после ловкого подписания мира с Византией тысячу с лишним лет назад (то есть, по времени получается где-то между древнеримским и мытищинским водопроводами) был убит на днепровских порогах печенежским ханом по имени Куря, который очень сильно захотел, чтоб его будущий сын обладал такой же силой и мудростью, как и русский князь. Убив Святослава, Куря выпил со своей женой, будущей матерью будущего сына, вина из княжеского черепа, и вопрос передачи силы, смекалки и среднего образования потомству был благополучно решен.

Недаром же говорят: «Ради детей я готов (готова) на всё!». Действительно, всё для детей, дети – наше будущее.

Правда, трактовка ритуала использования черепа в качестве чаши в разных этносах разная. В Индии и Тибете, например, вы поднимаете чашу из черепа за свободу – поскольку череп или смерть означает долгожданное освобождение души из тесных рамок телесной формы.

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа…

Так что известные пушкинские слова – не только о декабристах.

Свою лепту в развитие трактовки этого таинственного ритуала внес и лорд Байрон, который призывал не тратить время на выстраивание символических цепочек, а смотреть на посмертное использование головы с чисто практический точки зрения:

Что нам при жизни голова?

В ней толку — жалкая крупица.

Зато когда она мертва,

Как раз для дела пригодится.

Для дела пригодилась и голова, однажды отрезанная трамваем: Воланд пил за здоровье присутствующих из черепа председателя Мастерской социалистической литературы Михаила Берлиоза, – напоминая, что каждому будет дано по его вере. Никакого возвышающего обмана в тот вечер не было: напротив, Воланд как раз упирал на то, что факт – это упрямая вещь.

Но вернемся в нашу осень. С 14 по 19 октября 1827 года время у Пушкина – и так-то бешено, нестерпимо летящее, совсем уж сжалось и уплотнилось: это один из апофеозов пушкинской жизненной метафизики.

14 октября поэт, выехав накануне из Михайловского, умудрился на станции Боровичи «нечаянно проиграть» 1600 рублей, как пишут в хрониках бытия гения. Как будто в других случаях, в серьезных клубах, при фраке, он проигрывал целенаправленно, прямо так с утра планировал прилично проиграть в приличном месте.

Хорошо еще, что череп на кон не поставил, довез до столицы.

Но всё это мелочи жизни, точнее – разминка перед метафизикой. А вот 15 октября – уже пошло серьезное. За два дня до презентации черепа, в деревне Залазы, это посередине между Псковом и Лугой, Пушкин – вот тут-то уж действительно нечаянно (хотя кирпич, как известно, ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится) – встречается с арестантом Кюхельбекером: фантастическая, но не дьявольская случайность! Пушкин, напомним, ехал на встречу лицеистов в Петербург, а арестованного Кюхельбекера везли из Шлиссельбургской крепость в Динабургскую (Даугавпилскую). Не задержись Пушкин на станции Боровичи, чтобы «нечаянно проиграться» – не увидел бы в последний раз в жизни исхудалого до неузнаваемости Кюхлю.

Никогда не знаешь – где найдешь, где потеряешь. Но это тот редкий случай, когда садиться за карты стоило.

Проиграв на наши деньги где-то полтора-два миллиона рублей, обняв навечно Кюхлю и выпив из обрифмованного черепа терпкого вина с Дельвигами, Пушкин привел свое творческое сознание в состояние полной боевой готовности. И новый шедевр не заставил себя долго ждать: по команде «с рифмами на выход!» – вышел точно к лицейской годовщине.

И вроде бы ничего особенного в тех словах нет – обычные, простые слова, ничего мифологического и таинственного, –

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Но какая-то прячется за этой простотой удивительная, фантастическая сила. Как будто Пушкин обнимает навечно – да так, что эти строки могут согреть в любую мерзлоту не хуже водки, тулупа и шерстяных носков.

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

По уровню внутренней энергии это короткое, но потрясающе мощное стихотворение напоминает написанное двумя годами ранее, – там та же сила и та же сжатая пружина с бесконечной потенциальное энергией –

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи —

Храни меня, мой талисман.

А эту вибрацию веры и стойкости подхватит через столетие уже Николай Гумилев – на последнем дыхании своей жизни. Он, так же, как и Пушкин, умел смотреть смерти в глаза, не отводя взгляда –

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться и делать что надо

и, ждущий расстрела – вполне мог проговаривать пушкинские строки в заключительные часы пребывания души в теле, когда ему как никогда нужен был Бог в помощь, чтобы изведать мрачные пропасти нашей земли в самые ее беспокойные годы и дни, и минуты, когда покоя не было ни живым, ни мертвым…

Но в наши беспокойны годы

Покойникам покоя нет —

иронизирует Пушкин в «Черепе» (аккуратно, обманным движением, уводя смерть в зону веселья). Собственно, у нас других годов, кроме беспокойных, вообще не бывает – так уж повелось. Поэтому новогоднее поздравление российскому народу должно иметь правильную форму:

С Новым беспокойным годом вас, дорогие россияне!

А идею беспокойства наших покойников развивает через 110 лет после Пушкина Даниил Хармс – в своем великолепном экзистенциальном хорроре, который, как и некоторые поздние стихотворения Пушкина, например, тот же «Герой», обрывается на полуслове –

– Покойники, – …народ неважный. Их зря называют покойники, они скорее беспокойники. За ними надо следить и следить. Спросите любого сторожа из мертвецкой. Вы думаете, он для чего поставлен там? Только для одного: следить, чтобы покойники не расползались.

А они расползаются. У Пушкина – с помощью живых косматых баловней судьбы:

Нельзя ль, приятель,

Тебе досужною порой

Свести меня в подвал могильный,

Костями праздными обильный,

И между тем один скелет

Помочь мне вынести на свет?

Вытаскивает скелет из подвала Пушкин, возможно, не только забавы ради, а размышляя над тем – что же лучше, покой или свет? – хотя, как правило, за нас это уже решила какая-нибудь сила, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо. Таков, например, был вердикт Воланда:

Он не заслужил света, он заслужил покой.

От покоя, впрочем, кто ж откажется? Еще бы щепотку воли – и можно забыть о претензии на счастье, которого на свете нет. Только вот волю очень трудно купить, занять, или получить в подарок, а ведь именно она, воля, и позволяет не хандрить даже на фоне пекла и эпидемии…

22 июля 1831 года, в самый разгар пекла и эпидемии холеры, Пушкин пишет Петру Андреевичу Плетневу (которому он посвятил один из главных текстов своей жизни):

Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.

Есть пророки в своем отечестве

До белых ночей еще почти неделя, но гулять по Питеру после ПМЭФ уже не было никаких сил. Что остается делать? Пялиться в телевизор. Что еще смотреть в культурной столице? Конечно же канал «Культура»:)
Включаю, а там какие-то сопли в сахаре. Точнее рахат в лукуме:) Идет иранский сериал о несчастной любви и жестокой судьбинушке. Герои предупредительны и учтивы до слащавости:
— Давайте ваш багаж, помогу донести до машины.

— Нет, что вы, мы недостойны такой милости! Мы — всего лишь шнурки на ваших ботинках.
— Ах, нет! Для меня честь нести ваш багаж, ведь я — всего лишь пыль под вашими ботинками!

— А мы — всего лишь уголь в вашем кальяне! Поэтому понесем багаж сами.
и т. д.

Вот бы нас так встречало начальство на работе каждый день:)

Но пост не об этом. Сам сериал оказался довольно ничего, можно даже потом найти в сети и посмотреть целиком.

Смотрю, а в одной из страшных сцен с кровищей и умирающей революционеркой, только что застрелившей провокатора (да, у них там в Иране в 1950-е та еще жесть творилась) на стене среди семейных фотографий — какой-то седой дедушка. Думаю: «Надо же, как иранцы на русских похожи! Ни дать, ни взять — а Иван Сергеич Тургенев!»

Камера отъезжает, а там и Лев Николаич! И Федор Михалыч! Видимо, чтобы одним штрихом показать, что в доме живут очень культурные и просвещенные люди, по стенам развесили портреты русских классиков.

А в другой комнате вместе с фотографиями других родственников и пейзажами обнаружились и Алексей Максимыч с Антоном Павловичем:

А в изголовье, как самое дорогое, — Солнце русской поэзии собственной персоной!

Так что ценят еще в мире наш великий и могучий!

У меня только один вопрос — как же с такой цветистой бытовой речью про шнурки, пыль под ботинками и уголь в кальяне они переводят русскую поэзию и прозу?:)

Как американский классик женился на 13-летней кузине

Половина современной американской литературы выросла прямиком из Эдгара Аллана По, что охотно признают литературоведы. При всем этом сам американский классик стоит в этой литературе как-то особняком. Он куда больше вписывается в литературу европейскую — и своим стилем, и темами произведений, и даже образом жизни.

Его легко можно было бы представить близким другом Шарля Бодлера или одним из плеяды проклятых поэтов. Да он, по сути, и был таковым — только на другом континенте и на несколько десятилетий раньше.

Биография Эдгара По, как и полагается проклятым поэтам, полна странностей, темных мест и вызывающих моментов. Один из таких моментов — женитьба на своей собственной двоюродной сестре. Мало того, она была вдвое младше его, Вирджинии тогда исполнилось всего 13 лет.

Познакомился он с ней, живя у родной тетушки, которую звали Мария Клемм. У Эдгара По в кармане не было ни гроша, платить за съем жилья ему было нечем, так что тетка согласилась приютить его под своей крышей. Там же, кстати, жил и его брат Генри Леонард.

У тетки была очаровательная дочка Вирджиния, в которую Эдгар По вскоре влюбился. Надо сказать, что Мария Клемм оказалась весьма продвинутой и понимающей родственницей. Скандалов она закатывать не стала, а наоборот… дала добро на их свадьбу. Условие поставила одно-единственное — спать вместе им нельзя без ее разрешения. А разрешение она даст, когда Вирджиния созреет для этого.

В 1836 году состоялась свадьба.

Эдгар По любил свою жену без памяти. Первые несколько лет прошли, в общем-то, безоблачно. В семье царила идиллия, издательства были благосклонны. Он писал, творил, был счастлив.

Но вскоре посыпалась целая вереница бед. Главная беда была связана с Вирджинией — в 1842 году у нее случился первый приступ туберкулеза. С этого момента она будет неуклонно чахнуть и угасать.

У Эдгара По все валилось из рук. Он запил по-черному, впал в депрессию, устраивал скандальные выходки, потерял в итоге место редактора в журнале Graham’s Magazine. Дальше накатило безденежье, гора долгов, судебные иски, признание банкротом. И все это время Вирджиния была прикована к постели. В 1847 году она скончалась.

Не будем дальше расписывать судьбу Эдгара По. Веселого в ней мало, он и сам прожил недолго после этого — всего два года. Последнее его стихотворение называется «Аннабель Ли». Процитируем первые его три строфы, из которых сразу понятно, о ком и о чем оно:

Это было давно, это было давно,

В королевстве приморской земли:

Там жила и цвела та, что звалась всегда,

Я любил, был любим, мы любили вдвоем,

Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми

В королевстве приморской земли.

Но любили мы больше, чем любят в любви,—

Я и нежная Аннабель-Ли,

И, взирая на нас, серафимы небес

Той любви нам простить не могли.

Оттого и случилось когда-то давно,

В королевстве приморской земли,—

С неба ветер повеял холодный из туч,

Он повеял на Аннабель-Ли;

И родные толпой многознатной сошлись

И ее от меня унесли,

Чтоб навеки ее положить в саркофаг,

В королевстве приморской земли…

Педантам на заметку))) Как опоздание спасло жизнь И. А. Бунина.

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня я бы хотел рассказать Вам о весьма интересном случае из жизни Ивана Алексеевича Бунина.

Дело было как-то так.

В феврале 1920 года Бунин со своей супругой эмигрирует из России, попав сперва в Стамбул, затем в Софию, Белград и, наконец, Париж. Жизнь в эмиграции поначалу была крайне бедственной для поэта, лишь попав в Париж Бунин несколько поправил свое материальное положение.

В Софии поэт «застрял» на несколько недель, не имея разрешения на выезд и средств к существованию. Бунин пытался было продать ювелирные украшения — семейные реликвии, но покупатели предлагали совсем уж никчемную цену — в послевоенной Европе вообще с деньгами было туго.

«Но нашелся добрый человек по фамилии Рысс (по всей видимости, речь идет о журналисте и литераторе Петре Яковлевиче Рыссе (1870-1948).
— Приглашаю вас участвовать в политической дискуссии, — деловым тоном сказал Рысс. — Имя академика Бунина привлечет многих слушателей. Вы получите достойный гонорар. Ваше выступление послезавтра. Начало согласно местным традициям в девять утра. Не проспите?
— Я никогда никуда не просыпаю и не опаздываю, — спокойно возразил Бунин.
Накануне этого утренника Иван Алексеевич нежданно попал в гости. Местный поэт, содержавший еще и трактир, в числе и других гостей пригласил Бунина «на чай».
Вот в этом веселом заведении, заедая красное вино свежим сыром, он проторчал далеко за полночь. Хозяин без конца подливал в бокал Бунина и читал стихи. Стихи были слабые, а вино хорошее.
— Спасибо за угощение, — поднялся он из-за стола.— Мне надо идти. Завтра утром читаю лекцию.
— Запрещаю! — ревел тучный человек в генеральской форме, оказавшийся военным министром Болгарии. — Сейчас же сядьте! Иначе прикажу арестовать вас.
Бунин, вздохнув, вновь усаживался за стол.
«Так и вернулся я домой, — только на рассвете и не совсем трезвый, — а вернувшись, тотчас заснул мертвым сном. И только часов в одиннадцать дня вскочил с постели, с ужасом вспомнив, что. лекция эта должна была начаться в девять утра», — писал позже Бунин».
В.В. Лавров «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920— 1953 гг».

Однако вскоре Бунин узнал, что в зале, где должно было проходить мероприятие, взорвалась бомба. Погибло несколько человек из первого ряда. Бунин, будучи академиком и известным поэтом, наверняка сидел бы среди них.

Вот так некоторая доля неорганизованности уберегла великого русского поэта от неминуемой гибели.

Наталья Гончарова: «Жизнь после Пушкина»

Про красивых людей.

Наталья Николаевна Пушкина овдовела в 24 года.

Поэт оставил ей свое великое имя, долги, которые взял на себя царь, и четверых рожденных ею за 6 лет супружества детей. Старшей – Маше – было неполных 5 лет, младшей – Наташе – 8 месяцев.

С горя Наталья Николаевна укрылась от света, удалившись в родовое гончаровское имение Полотняный Завод. Но через 2 года затворничества все же вернулась в Петербург. Причина была проста – дети. Заботливая мать думала об их будущем.

Когда Наталье Николаевне опекунский совет вручил деньги за посмертное издание произведений Пушкина, то она не взяла оттуда ни копейки на свои нужды, считая, что эта значительная для нее сумма – 50 тысяч рублей – принадлежит детям.

А деньги были очень нужны. Недаром Александр Сергеевич словно предчувствовал: случись с ним недоброе – семью ждет крах: «Жена окажется на улице, – как он писал, – а дети в нищете».

Не многим лучше и вышло.

Первое, с чем пришлось столкнуться вдове, – это материальные трудности. Денег не хватало на самую скромную жизнь, и не было дня, чтобы Пушкину не посещали горькие мысли.

Отошли в прошлое, стали воспоминанием шитье туалетов и покупка модных шляпок, которые стоили бешеных денег. Гордясь красотой жены, Пушкин любил, чтобы и одета она была соответствующе: изысканно, элегантно.

В вечных битвах с книгоиздателями, едва сводя концы с концами, чтобы обеспечить достойную жизнь семье, он радовался как ребенок, видя, какой эффект производит появление его «мадонны» в великосветских дворцах Петербурга.

Был уверен: его жена царствует по праву – по праву ее красота так же единственна, неповторима, как его талант, посланный Богом.

Два года Наталья Николаевна не снимала траур. Вдову Пушкина больше не видели на придворных балах, в гостиных, салонах, театрах.

Лишь 6 лет спустя после гибели мужа Натали вновь появилась в свете. Пушкину легко понять: подрастали дети. Она надеялась заручиться покровительством сильных мира сего, вполне понимая, что ее материнских усилий, увы, недостаточно, чтобы обеспечить детям великого поэта достойное будущее. А пока она еле-еле наскребала денег, чтобы определить сыновей в гимназию.

Однажды на святках в Аничковом дворце устроили костюмированный бал, который особенно любил император Николай I. Наталья Николаевна появилась, повторяя в своем костюме и прическе облик древнееврейской героини Ревекки. Она, как магнит, притягивала взгляды собравшихся. Смутившись от всеобщего внимания, Натали забилась в самый дальний угол парадной залы. Но когда начались танцы, император обвел хозяйским глазом толпу гостей, среди которых Наталья Николаевна выделялась высоким ростом. Николай I был еще выше, и сразу заметил стройную фигуру стоявшей в стороне Пушкиной.

Пройдя через всю залу сквозь ряды танцующих, император подошел к Наталье Николаевне. Он взял ее за руку и проделал весь путь обратно, остановясь перед своей супругой.

– Смотрите и восхищайтесь! – сказал он императрице, отступив шаг в сторону, словно давая возможность всем полюбоваться столь редким зрелищем.

– Да, прекрасна, в самом деле прекрасна! – наведя на Пушкину лорнет, с улыбкой сказала Александра Федоровна.

Император победно оглядел собравшихся. Что значил его взгляд, это прилюдное признание своего благоговения перед прекрасным Божьим созданием?

Не было ли тут тайного смысла, некоего намека для тех, кто родовит, богат, полон сил и свободен от оков Гименея?

«Какая женщина! Какая невеста!»

Действительно уже немалые годы вдовства, прожитые безукоризненно, молодость, красота, с которой по-прежнему никто не мог соперничать, – все, казалось, давало право Натали Пушкиной надеяться на новый брак, на обретение мужа, опоры, друга.

Мемуары свидетельствуют, что Наталью Николаевну никогда не оставляло внимание мужчин.

Но это лишь фраза.

А на самом деле история вдовы Пушкиной подтверждала старую житейскую мудрость: замужняя красавица – вожделенная мечта многих. Но стоит ей распрощаться с супругом, как вчерашние воздыхатели тут же безвозвратно исчезают.

Покойный супруг наказывал Наталье Николаевне 2 года носить по нему траур, а затем выходить замуж.

К моменту пристального внимания к ней князя Голицына Натали была вдовой уже 5 лет. Казалось, что измученная вечной заботой о завтрашнем дне, Наталья Николаевна должна была только обрадоваться столь выгодной партии.

Но тут через доверенного лица князь изложил ей свой взгляд на их будущее. Конечно, для Голицына никакого значения не имели материальные издержки на детей – его капиталов хватило бы на целый Воспитательный дом.

Но князь предпочитал, чтобы четверо Пушкиных росли не у него на глазах, а где-то, пусть всецело им обеспеченные, в отдалении. Сначала, скажем, в закрытом пансионе, потом в любом, привилегированном учебном заведении.

Вот это совершенно не подходило Наталье Николаевне и решило дело раз и навсегда. Она даже не дала посреднику князя высказаться до конца и, обычно сверхтерпеливая к людям и их поступкам, отрезала:

– Кому мои дети в тягость, тот мне не муж!

Маленькие Пушкины были первой и неоспоримой жизненной ценностью для Натальи Николаевны. Недаром люди, навещавшие пушкинское семейство, в том числе и свекор Сергей Львович, подчеркивали, что дети «прелестны, хорошо себя держат, ухожены, здоровы».

А ведь за всем этим стояли неусыпные труды Натальи Николаевны – той самой Пушкиной, образ которой и по сию пору не свободен от несправедливого клейма: это всего лишь холодная пустышка, разорявшая поэта тратами на наряды.

А потом помог случай. Тот самый случай, который иногда счастливым образом соединяет судьбы, которые должны быть соединены, кажется, волею небес.

Петр Петрович Ланской отдыхал в Баден-Бадене вместе с братом Натали, Иваном Гончаровым. Тот попросил его завезти письмо и посылку для Натальи.

В благодарность за оказанную любезность Наталья Николаевна приглашает Ланского бывать в ее доме на правах друга семьи.

Тот с радостью отвечает согласием. Всегда молчаливый и замкнутый, в обществе Натальи Николаевны он становится разговорчивым и веселым. Кажется, он влюблен в молодую вдову, которая младше его на тринадцать лет.

Но в свои сорок пять он ни разу не был женат, да и сердце его разбито. Лучшие годы своей жизни он посвятил ветреной красавице Идалии Полетике.

Жестокая женщина то приближала его, то отталкивала, параллельно крутя романы с другими мужчинами. Убедившись в измене любимой, Ланской нашел в себе силы порвать позорную связь. Теперь он свободен и может посвятить себя новой любви.

Время шло. Наступила весна. Генерал бывал у Гончаровой все чаще и чаще, но так и не осмеливался сделать предложение. Его состояние было изрядно выпотрошено требовательной любовницей; содержать семью, да еще четверых приемных детей, было не на что. Наталья Николаевна Гончарова по совету врачей собиралась с детьми на воды, но поездку пришлось отменить: неловко поднявшись с кушетки, она подвернула ногу и не могла ходить.

С верностью преданной сиделки влюбленный Ланской заботился о молодой женщине. Он уже почти решился на предложение, но вдруг в приемной столкнулся с. самим императором Николаем I. Генерал тут же вспомнил долетавшие до него давным-давно слухи о том, что император не скрывает своей симпатии к супруге Пушкина, а если верить некоторым сплетникам, у него с Натальей Гончаровой был роман еще при жизни поэта. Соревноваться с таким конкурентом Ланской не мог. Он раскланивается с императором и молча уходит.

Удивительно, но на следующий день генерал Ланской назначается командиром Конногвардейского полка. Он получает достойное жалованье, казенную квартиру и вместе с тем возможность жениться. Генерал сомневается, что Наталья Николаевна примет его предложение, но она отвечает согласием. Остается лишь одна закавыка.

По церемониалу того времени Ланской должен испросить разрешения на брак у императора. Вопреки его опасениям, Николай отвечает: «Искренне поздравляю тебя и от души радуюсь твоему выбору! Лучшего ты не мог сделать. Что она красавица – это всякий знает, но ты сумел оценить в ней честную и прямую женщину. Вы оба достойны счастья. »

Свадьба генерала Ланского и Натальи Гончаровой-Пушкиной состоялась в июле 1844 года в Стрельне под Петербургом. Боясь очередных сплетен и скандалов, Натали настояла на тихой и скромной церемонии. Пригласили только близких родственников. Сам император выразил желание быть посаженым отцом, но с пониманием отнесся к просьбе невесты и на венчание не приехал, послав лишь царский подарок — бриллиантовое ожерелье.

В этом союзе, продлившемся почти двадцать лет, не было страстей, зато было море нежности, уважения и теплоты. Об этом свидетельствуют письма Натальи Николаевны, которая обращается к своему второму супругу «душа моя», «мой дорогой, добрый Пьер», «мой друг Пьер», «мой прекрасный муж».

Петр Ланской стал не только хорошим мужем, но и прекрасным отцом четверым детям Пушкина. Он воспитывал их с такой же любовью и заботой, с какой относился к собственным дочерям, которых у них с Натальей родилось трое. В доме Ланских постоянно слышался детский смех. Помимо своих семерых детей, Петр и Наталья усыновили Софью, дочь умершего родственника Ланского.

Под влиянием жены, души не чаявшей в детях, в 1847 году генерал-майор Ланской учредил в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогал одеждой и провиантом.

Тихую и спокойную семейную жизнь Ланских прервало известие о неизлечимой болезни Натальи Николаевны. Ее мучил постоянный кашель, и весной 1861 года Ланской вынужден был просить одиннадцатимесячный отпуск для пребывания за границей.

Религиозная Наталья Гончарова не пережила развода дочери – он стал для нее последним ударом. Перед смертью она передала своей дочери письма Пушкина, которые все эти годы бережно хранила.

Умерла Наталья Николаевна 26 ноября 1863 года, когда ей шёл 52-й год. «Спасибо, мой Пьер. Спасибо тебе. За все спасибо. » – сказала она перед тем, как навсегда закрыть глаза.

Дети похоронили Наталью Николаевну на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Через пятнадцать лет рядом прибавилась могила Петра Петровича Ланского и строгое, черного мрамора надгробие; около него – небольшая дощечка с надписью о том, что в первом браке Наталья Николаевна Ланская была за поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

Она прожила на этом свете 51 год и из них была всего шесть лет вместе с Пушкиным.

Почему в школах не учат полную биографию знаменитых поэтов и писателей ?

Ведь согласитесь стих о любви от человека, любимая невеста которого рано умерла и всю жизнь он провел в одиночестве, вспоминая о ней. и те же слова, но написанные маньяком-насильником-убийцей в адрес его жертв совершенно по разному читаются.

К примеру, прекрасная поэтесса Марина Ивановна Цветаева, какой стих, какая рифма:

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами!
3 мая 1915

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе,
Над ними — во́роны…
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
3 мая 1915

Но о всем по порядку:

Ариадна(старшая) и Ирина(младшая) Эфрон, дочери Марины Ивановны.

Ирина Эфрон родилась в тяжелое и голодное время.

Сама Цветаева вообще очень по-разному относилась к детям.

Старшую дочь Ариадну она называла своим “духом”.

Видела в дочери себя — гения. Считала ее очень талантливой. Внушила Але, что и сама она особенная. Для старшей дочки Марина Ивановна была божеством. Мать ходила с ней на всевозможные литературные “читки” — гордилась. Ариадна формировалась в довольно своеобразной среде — экзальтированной, истеричной. Если почитать письма Али к матери или же ее дневниковые записи, то это особенно очевидно. Ариадна довольно необычно изъясняется для ребенка-младшего школьника.

Младшую Ирину поэтесса не принимала, считала обузой для себя. Ирина казалась ей слишком простой, обычной, примитивной, желающей только низменного, например, питаться. Себя и Ариадну Цветаева относила к другой «породе» людей. Таким ребенком, как Ирина, невозможно похвастать, с таким ребенком не интересно. Об Ирине Цветаева даже почти и не упоминала. Многие знакомые Марины Цветаевой о существовании Ирины не знали.

Марина часто оставляла дочь одну в доме, привязывая веревкой за ногу к кровати. Или засовывала в специальный мешок, где Ирина сидела по двенадцать часов к ряду. И уходила на свои литературные сборища, прихватив с собой старшую Ариадну.

Однажды в дом к Цветаевой пришла ее подруга Вера Звягинцева. Всю ночь они тепло общались, читали стихи. Когда чуть рассвело, Звягинцева с изумлением увидела болтающуюся из груды тряпок в кресле голову — это была Ирина. Присутствия ребенка до этого момента никто не обнаруживал, Цветаева будто и не помнила о ней.

В записках Цветаевой, в упоминаниях об Ирине всегда сквозит пренебрежение и презрение.

Кормила Ирину мать всегда плохо, часто даже била, не позволяла подавать голоса. Ирина вообще в присутствии матери была, как молчаливый истукан. Позже, когда она сдаст Ирину в детский дом, узнав, что в приюте Ирина кричит от голода, Цветаева назвала это “Ирининой гнусностью”, пояснив, что при ней ребенок и пикнуть бы не осмелился.

Заканчивался 1919 год — голодный и страшный. Люди болели и умирали пачками. Сама Марина не работала и не печаталась тогда.

Узнав о положении племянниц, сестры мужа по очереди прибегали к Марине с предложением забрать дочерей к себе.

Но Марина этого не хотела, ей было стыдно, а что люди скажут, если узнают, что она детей по родней рассовывает ? Она могла пойти работать, но труд её не привлекал. наконец она могла продать часть вещей на рынки и с этих денег прокормиться. Был и еще вариант — отдать девочек в московский детский сад, там условия были хорошие, детей кормили.

Вместо всего, она решила сдать дочерей в максимально удаленный Кунцевский приют, о котором было известно, что в нем дети очень часто болеют, голодают и умирают пачками каждый день.

Сдав дочек в приют, Цветаева запретила им называть себя матерью, не хотела, чтобы это известие “Цветаева сдала детей в приют” стало публичным. Девочек сдали третьи лица. Как круглых сирот.

Навещала Цветаева детей крайне редко, под личиной «крестной», при этом постоянно писала грустные письма СТАРШЕЙ ДОЧЕРИ, продолжая игнорировать младшую.

Когда все же приезжала, то общалась и угощала только старшую дочь.

Заведующая приютом даже сделала Марине замечание — почему же та сахаром угощает только Ариадну, отчего и не Ирину?

Цветаева была искренне возмущена: как это отнять у Ариадны что-то, чтобы дать младшей?

Но яблоко от яблони, как известно.

Старшая дочь, Ариадна Эфрон писала матери горячие и печальные письма из приюта. Эти письма полны обожания матери, верности ей, Аля родительницу буквально боготворила. В каждом письме — тонны страданий и тоски, желания поскорее увидеть мать и вернуться в родимый дом.

Что же касается отношения к сестре ? Ну-у тут воспитание Цветаевой полностью реализовалось, старшая сестра презирала младшую.

Когда Аля писала матери о Ирине, то только о ее отсталости в сравнении с другими детьми, ее плаче, бесконечных просьбах о “чае”, проблемах с пищеварением. Сочувствия у старшего ребенка к младшей сестре не было, только жалобы: “Ирина отравляет мне жизнь”.

Цветаева успела забрать из приюта заболевшую Ариадну. Болеющую Ирину она забирать не захотела. Старшая же дочь была спасена.

О смерти Ирины в приюте от голода Цветаева узнала совсем случайно. спустя несколько дней после смерти Ирины. Приехать на похороны своего ребенка Марина не захотела. Ирину Эфрон похоронили в общей могиле.

Когда с фронта вернулся муж, Марина обвинила в смерти Ирины сестер мужа, напишет, что будто бы те, в самую тяжелую пору отступились, повели себя “хуже животных”, дали Ирине умереть в приюте из-за ненависти к самой Цветаевой. Тем самым внеся разлад в отношениях мужа с его сестрами.

Мои школьные годы выпали на 90-е, всю учебу нам рассказывали, что подлый Донтес спровоцировал Александра Сергеевича Пушкина на дуэль и подло убил неопытного поэта.

И я верил, честно, пока не нашел полный список дуэлей Александра Сергеевича:

1816 год
Юный Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина девушку Лошакову на балу. Итог: дуэль отменена.
1817 год
Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
1819 год
Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина. Итог: дуэль отменена.
1819 год
Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер. Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж «кюхельбекерно и тошно». Итог: Вильгельм в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.
1819 год
Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции. Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил. Итог: дуэль отменена.
1819 год
Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов и Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.
1820 год
Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева. Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.
1821 год
Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.
1822 год
Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов. Причина: не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год
Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова. Причина: ссора во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.
1822 год
Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии. Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год
Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло. Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена.
1822 год
Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого. Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.
1822 год
Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Причина: Саша не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают, прим. мое) и обсмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.
1822 год
Пушкина вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези. Причина: Саша домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.
1832 год
Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо) а сам Пушкин от выстрела отказался.
1823 год
Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо. Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: дуэль отменена.
1826 год
Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества. Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.
1827 год
Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский. Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял сексуальный интерес. Итог: дуэль отменена.
1828 год
Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына. Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: дуэль отменена.
1828 год
Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Причина: неизвестная девушка на балу. Итог: дуэль отменена.
1829 год
Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова. Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграммами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.
1836 год
Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.
1836 год
Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина. Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта. Итог: дуэль отменена.
1836 год
Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.
1836 год
Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом и ответ Пушкина с запиской на балу о гомосексуальных наклонностях офицера и его содержании у квартирного хозяина.
Итог: В январе 1837 — Пушкин убит.

Не говоря уже о том, что он сам часто «подкалывал» людей и весьма обижался за наезды в свой адрес.

Правда и Жоржа Шарль д’Антеса героизировать не нужно.

После того, как Дантес убил Пушкина, его сразу же выслали во Францию. За ним уехала его жена — Екатерина. Она подарила ему 4-ех детей и в 1843г. умерла.

Жорж кичился тем, что убил Александра Сергеевича и благодаря известности, смог сделать весьма неплохую политическую карьеру во Франции.

При этом, его младшая дочь, Леони-Шарлотта, была поклонницей стихов Александра Сергеевича и обвиняла отца публично в том, что на дуэль он пошел надев под мундир кирасу.

За что отец без зазрения совести сдал дочь в дом для душевнобольных,

где та и окончила свои дни.

Ну-у с Успенским история всплыла только недавно.

человек избивал родную дочь, запугивал, срывался по любому поводу.

Кому интересно, могут погуглить или прочесть статью на КП:

Ну и отвлечемся от поэтов-писателей, по ТВ недавно был снят целый сериал про известную воровку.

Блювштейн, Софья Ивановна, она же Сонька Золотая Ручка.

Талантливая воровка, весь фильм нам рассказывали о трагической судьбе, любви и смерти на каторге.

я не спорю, она талантливая и гениальная, у ней трагическая история любви. НО в фильме деликатно умолчали, кто был первой жертвой Софьи.

У Софьи Ивановны было три дочери и если средняя(Табба Михайловна) и младшая (Михелина Михайловна) пошли по стопам матери, то о старшей Суре-Ривки Исааковне (урождённая Розенбад) мы знаем мало.

Софья Ивановна вышла замуж и родила дочь, Суру-Ривку, в 1864 году в городе Повонзки (Варшавская губерния). Когда муж ушел на работу, Сонька обнесла дом, украв всё ценное и сбежала с любовником. оставив маленькую малышку одну в пустом доме.

Что стало с её дочерью, были ли у мужа средства на пропитание его с дочерью ? Смог ли муж оплатить аренду ? Не умерли ли они оба с голоду. Соньку это не волновало.

Даже позже, на каторге

когда её спрашивали о дочерях, она говорила, что у неё только две дочери, старшую она принципиально выкинула из своей жизни.

Согласитесь, что после этого образ несчастной Софьи уже воспринимается иначе, не так невинно.

И таких знаменитых личностей море,

мы предлагаем детям пример для подражания, но достойные ли это примеры ?

Чем стихи маньяка хуже стихов женщины, которая специально заморила голодом собственную дочь ?

Источник

Оцените статью