Меню

Артикуляционная гимнастика чистим зубы описание

Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?

Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.

Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.

Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».

Попробуйте! У вас получится.

Скачать:

Вложение Размер
artik_gimn.docx 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание : Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке : у-у-у.

Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

Описание : Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой» . Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель : научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а» , подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Вот и вышел на порог

«Что он скачет взад-вперед?» —

Цель : укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель : отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание : Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Язык здоровается с подбородком»

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка :

— Эй, какая там погодка?

Цель : отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель : отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание : Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель : развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание : Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель : развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание : Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Чередование «Толстячки — худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали :

Видно, есть ему не дали.

Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание : Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава :

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание : Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Улыбаюсь, рот открыт :

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку» .

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри :

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель : развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

Описание : Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель : добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) .

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты : 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та» . Произношение слогов ( «та-та-та» ) помогает ребёнку выполнять задания.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель : отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание : Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Поперек улыбки лег –

Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель : развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание : Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо ( «потолок» , делая движения языком вперёд-назад.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р» . Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя : «д-д-д» . Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно.

Варианты : 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося : «дын-дын-дын» ( «звоночек» ).

Стучим и произносим : «т-д-т-д» ( «скачет лошадка» ).

Многократно произносим : «а-д-д-д» , «а-д-д-д» , «а-д-д-д» ( «песенка» ).

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель : отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Укреплять мышцы языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

Улыбаюсь : вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель : научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание : Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель : укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель : развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание : Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

Источник

Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи

Автор: Редакция Мастерслух

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.

Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.

Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
  • Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
  • Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
  • При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
  • Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
  • Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
  • Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.

Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Губки мои гибкие

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

И походка нелегка!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →

Источник

Читайте также:  Как заставить меня чистить зубы